История Чиркея

Салатавией называются чиркейские горы. В этих горах в давнишние времена от Нуцабазул росу до Бекюрта было десять аулов. Они имели такие названия: Нуцабазул росу, Иманалил росу, Ясазул росу, Чупанил росу, Инхоб, Це-беашу росу, Ханзагох, Амирханил росу, Бугакил росу, Бекюрт. Основателями Чиркея были два гидатлинца, братья Хизри и Муса из аула Гента. Из своего аула они перебрались в Чох и прожили там целый год. Затем, забрав с собой семьи, пришли в Амирханил росу, остановились у нуцала Амирхана. Здесь братья пробыли шесть месяцев, после чего отправились в Цебеашу, но и тут гидатлинцы задержались ненадолго. Живя в Цебеашу, Хизри и Муса присмотрели наконец подходящее место — Чирки-тала (с кум. яз. — лесная поляна), где бы они могли построить себе хутор, если разрешат хозяева местности. В ущелье Чирки-тала текла большая река, называемая жителями салатавских аулов Аксу. Словом «чирки» кумыки называют едва заметную белую мошку. Она больно кусает. Если внимательно присмотреться, ее можно увидеть летом. Вот откуда произошло название нашего аула. Братья разузнали, кому принадлежит местность Чирки-тала. Ее хозяйкой оказалась старая женщина по имени Заза-бике из аула Нуцабазул росу, к ней и обратились со своей просьбой Хизри и Муса: «Мы, бедняки, прибыли издалека. Хотели бы вместе с семьями обосноваться в Чирки-тале. Там легче будет жить, и мы сможем прокормить свои семьи. В Чирки-тале леса, много воды, пустые земли». Получив разрешение, братья сначала построили в Чирки-тале землянки, потом начали закладывать фундаменты домов, рубить лес, расчищать места для посевов. Из веток деревьев и кустарников они разводили костры. Рано утром и вечером из Чирки-талы высоко в небо поднимались клубы дыма. Увидев их, одна старая женщина из Амирханил росу как-то сказала: «Я вижу из Чирки-талы поднимается дым. Раньше этого не бывало. Как бы он не проглотил наши маленькие горные аулы».

Так Хизри и Муса, основали Чиркей. Аул возник в 911 году мусульманского, в 1500 году христианского летоисчислений. У Хизри, говорят, были три сына и одна дочь: Махакач, Куцав, Алдан и Ширманай. у Мусы было два сына: Дадагиши и Ибрагим. Первым в Чиркее основался этот род. Вторым к ним прибыл из Эмильта предок рода Урусиловых Уру Али. Третьими были люди рода Большого Дибира из Зубутли. Четвертыми два брата из Ашильты — Исхакил Магома и Большой Яхья. Пятым был предок рода Пирасуловых Берав из Казикумуха. Шестым был основатель рода Падаров Демилав из Мадинталы. Таким образом, выходцы из разных дагестанских аулов образовали в Чиркее шесть основных родов — тухумов. Затем сложился обычай: вновь прибывшего принимал к себе один из тухумов и прибывший считался человеком этого рода.

 

 Заселение аула

Имея хорошие территориальные и экономические условия, обширные летние пастбища в Салатавских горах и зимние пастбища на низменности, Чиркей рос быстро. В нем образовались кварталы: БугьараНал, К1к1алахъ, Махьарач!, Жамалил авал, Бакъда авал, Чагъарал и другие. Жители других салатавских аулов со временем переселились в разные места: одни в Индир, другие в Аксай, кое-кто в Костек. В горах остался лишь один аул-крепость Бекюрт. Бекюртовцам принадлежали поля в Накаашу, пастбища и леса Малиштау до самого Сулака. Чиркейцы предложили жителям Бекюрта сделку: продать джамаату Чиркея свои земли и переселиться к ним. Но те не согласились. Несогласие привело к вооруженному столкновению между жителями обоих аулов.

В Бекюрт шла только одна дорога — через крепкие ворота. Взять крепость штурмом чиркейцы не могли, и поэтому они пошли на хитрость: одни надели на себя шкуры медведей, другие — волков, остальные попрятались в ближайших к Бекюрту лесах. Рано утром люди в медвежьих шкурах напали на поля бекюртовцев, люди в волчьих шкурах на выходящее из укрепления стадо скота. По тревоге жители Бекюрта бросились на защиту своего добра, а чиркейцы, прятавшиеся в лесу, воспользовались моментом и ворвались в аул. Только после этого старики заключили перемирие. Бекюртовцы согласились продать Чиркею свои земли, а сами переселились в Чиркей и другие аулы на плоскости. Вскоре все земли леса и пастбища в Салатавских горах перешли к чиркейцам.

Сельско-хозяйственные занятия Чиркейцев

в XIX-XX веке

Богатством чиркейцев являлось животноводство. Пастбища Салатавских гор могут содержать летом до 120 тысяч овец. Здесь просторные сенокосы, удобные для ферм крупного рогатого скота участки. Во все времена чиркейцы имели и арендовали зимние кутаны недалеко от своего аула на Кумыкской равнине. До установления Советской власти в Чиркее большими отарами владели не труженики, а местные богачи. 75-80 процентов богатства принадлежали 15-20 хозяйствам. В отарах Наситил Магомы числилось до 8 тысяч голов, не меньше бывало и у отца Зубаира и Узаира Давуд-Гаджи. А об отарах генерала Пайзулава мы уже говорили. До 15 семейств постоянно имели две-три тысячи овец. Менее зажиточные чиркейские семейства, не имея возможности держать собственную отару, объединялись в отдельные гурты. Г В Чиркее уважали труд чабана, из поколения в поколение передавалось мастерство животновода, славились имена многих тружеников. Одна отара овец состояла из 2-2,5 тысячи голов. Обслуживали ее 10-11 чабанов. Всего же в ауле насчитывалось до 700 чабанов. В конце XIX века часть жителей аула поговаривала о разведении садов в местности Таяк, куда прокладывали каналы для орошения. Специалисты из садоводческих аварских аулов признали, что в Таяке можно освоить до 200гектаров земли и оросить их водами Сулака.Если бы чиркейцы сумели осуществить эти планы, то овцеводству был нанесен ощутимый удар, и по этому барановоды всеми силами противились новому делу и развалили его. Также было развито в Чиркее земледелие. «В неподвижном воздухе знойного полудня лениво проплывал освежающий аромат альпийских пастбищ. По дну глубокого ушелия бежали шумные пенистые потоки Аксу. К самой воде зелеными террасами спускались виноградники. Среди лапчатых листьев тяжело висели сизые, словно покрытые инеем, гроздья По крутым склонам левого берега Сулака на километры тянулись террасы садов, на возделывание которых было потрачено не меньше труда, чем на строительство самого аула. Сады на трассах орошались водой из речки Аксу и в них росли все известные в Дагестане фрукты и ягоды: тутовник, курага, абрикосы, не менее десяти сортов груш, персики, грецкие орехи.

 

Общественная деятельность джамаата

Нелегким делом для нынешней молодежи является раскрытие глубокого значения и сути слова "джамаат". Хотя они легко произносят это слово, трепетного влияния значение этого слова на них не оказывает. Но в прошлом на горца это слово оказывало магическое действие. "Владение джамаата", "джамаатом установленная дисциплина", — все эти слова для горца были крепче любого кодекса законов. Бедняк и богач, мудрец и глупец, все беспрекословно должны были выполнять требования джамаата. Следует отметить, что это был очень сплоченный крепкий джамаат с дисциплиной, подобной военной. Тут каждый старался опередить другого в качественном выполнении требований джамаата. Каждый готов был умереть, чем получить упрек от джамаата за какой-либо проступок. Житель аула превыше всего ценил и защищал честь и имя джамаата. Дела, совершенные людьми аула Чиркей в цепи событий Дагестана за последние века, вызывают удивление. Удивлялись джамааты соседних аулов делами чиркейцев. Все это заставляет нас задуматься, на какой основе вырос такой крепкий и дисциплинированный джамаат? Известно, что без причины ничего не бывает. Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо рассмотреть по хронологии историю села. Как известно, основу аула Чиркей заложили переселенцы из разных мест и можно сказать, что этот джамаат состоял из пришельцев со всего Кавказа.Одни не смогли вытерпеть гнет богачей покинули свои аулы, другие из бедных горских сел в поисках куска хлеба поменяли место жительства, а третьи, боясь кровной мести, переселились в этот свободный открытый аул. Джамааты многих горских сел не принимали пришельцев из-за малого количества земли, земля была, чуть ли не на вес золота. В некоторых аулах женщина, вышедшая замуж за мужчину из другого села, не могла жить с мужем в своем ауле из-за отсутствия земли. В этом отношении в Чиркее было совсем другое положение, тут любого переселившегося принимали с большой охотой в свою семью. Чиркейский джамаат нуждался в большой военной силе, чтобы охранять и защищать обширные поля и пастбища Довольно долгое время после основания селения между аульчанами не было имущественного неравенства. Ввиду непригодности окрестностей села для земледелия и жизнеобеспечения, людям приходилось много трудиться. Воду для орошения полей и судов приходилось проводить издалека через овраги и леса. Такую, работу выполняли сообща. Многочисленные глубокие ущелья, высокие хребты не давали людям возможности богато жить. Односельчане только сообща могли строить дороги и мосты. Это способствовало сплоченности джамаата Уже в конце XVII — начале XVIII веков в ауле стали выделяться люди с большим достатком. Ввиду того, что аул был расположен в удобном для ведения скотоводства месте, самым трудолюбивым и упорным из чиркейцев удалось стать обладателями больших отар овец. Такие люди, по мере возможности, в горах и на плоскости покупали сотни гектаров земли. По сохранившимся записям можно понять, что существовало три вида землевладения. В первую очередь-это земли принадлежавшие джамаату. «В 1617 году, когда в Чиркее было 173 двора, джамаат аула приобрел у Те-мира из Эндирея в Салатавских горах 2098 десятин земли. За это было уплачено 200 рублей, 2000 баранов, 110 быков. Такие события способствовали сплочению джамаата, объединению людей вокруг единой цели.В 17-18 столетиях из земель, бывших в распоряжении аула Чиркей, большая часть принадлежала джамаату. Во времена Шамиля сельский джамаат лишился некоторой части принадлежавших ему земель. Во-первых, когда в 1840 году шли жаркие бои, джамаат продал местечко Моколо сельскому богачу, вырученные деньги использован для защиты аула от врагов. Во-вторых, некоторую часть джамаатских земель получили чиркейцы, воевавшие вместе с царскими войсками против войск Шамиля. Несмотря на это, по сведениям переписи августа 1917 года джамаатские земли доходили до 17 тысяч гектаров. Эта половина того, что было в те времена в распоряжении аула. Были еще и земли, принадлежавшие определенному человеку. По адату аула каждый житель мог стать хозяином надела земли. Иногда такие права получали и пришлые. В конце XVIII века из Яхси в Чиркей переселился человек по имени Гармуш в результате кровной мести. Учитывая его сложное положение, джамаат дал ему пять гектаров земли. Приобретенное в результате своего свободного труда владение помогало сформиро¬вать в человеке здоровые общечеловеческие — моральные устои и качества. Третья форма землевладения -это земли сельской мечети. А эта доля была нема¬лой. Например, в местечке Ибрагимил Чадир-гун во владении мечети было тринадцать гектаров земли. Работа мечети не заключалась лишь в духовном воспитании человека. По установившимся традициям руководители духовенства были обязаны заботиться о сиротах и о тех, кто находился в бедственном положении. А бедняков в то время было немало. По преданиям старожилов, ежегодно в ауле Чиркей по закату мечеть распределяла от 800 до 1200 голов овец. Можно сказать, что повезло Чиркею с руководителями джамаата. И в наше время говорят, что развитие и отставание общества зависит от руководителя, от личных качеств предводителя. В те далекие времена в руководство джамаатом чиркейцы выдвигали только таких людей, которые ставили интере¬сы села выше своих собственных, они должны были обладать высокой дисциплинированностью, честью, совестью и большой любовью к своей Родине. Наши аксакалы знают, помнят и с благодарностью вспоминают их имена. Во второй половине XIX столетия, как бегавул аула был известен Абдул Кадыр Бараев. Во времена имамов своим умом и мудростью был известен бегавул селения Чиркей Кудияв Жамал. В начале XVIII века — Маммат Каримханов и Абдурахман Идрисов. В первой половине XVII века возглавляли джамаат аула Таймаз и Алил Исмаил.

В прошлом столетии бегавул села Чиркей Ге-бек в целях идеального соблюдения порядка и дисциплины наказание провинившихся начинал с самого себя. Было это так: джамаат вынес решение, что, если на кладбище будет обнаружен па¬сущийся скот, то его следует зарезать и раздать сиротам. Через несколько дней сельский сторож нашел пасущуюся на кладбище упитанную корову. Сторож привел ее к бегавулу. Гебек сказал, что он хозяин этой коровы, приказал её зарезать и раздать сиротам. После этого на кладбище чиркеицев скотина не паслась. Такое большое селение, как Чиркей должен был возглавить человек с незаурядными способностями и умом. Руководство селением людьми, обладавшими вышеперечисленными в результате кровной мести. Учитывая его сложное положение, джамаат дал ему пять гектаров земли. Приобретенное в результате своего свободного труда владение помогало сформировать в человеке здоровые общечеловеческие моральные устои и качества. Третья форма землевладения это земли сельской мечети. А эта доля была немалой. В местечке Ибрагимил Чадиргун во владении мечети было тринадцать гектаров земли. Работа мечети не заключалась лишь в духовном воспитании человека. По установившимся традициям руководители духовенства были обязаны заботиться о сиротах и о тех, кто находился в бедственном положении. А бедняков в то время было немало. По преданиям старожилов, ежегодно в ауле Чиркей по закату мечеть рас¬пределяла от 800 до 1200 голов овец.И, наконец, хочется сказать, что джамаат Чиркея был похож на самостоятельное, никому не подчиняющееся государство. У него была своя дисциплина, более крепкая, чем государственная; обширные поля, много скота. Была джамаатская казна (хазина), похожая на госбанк наших дней. Были люди, готовые умереть за свое материальное и духовное состояние. Как и во всем Дагестане в начале XVI века джамааты салатавских аулов объединились в единый союз, так как они нуждались в поддержке друг друга. Все стороны жизни требовали объединения. Одной из таких причин было то, что кумыкские князья делали попытки подчинить себе свободные салатавские джамааты. Во-вторых, то, что через Сулак проложен мост, по которому можно свободно перемещаться.

 

Культурное наследие Чиркея

Чиркейские старики рассказывают об интересном древнем обычае. В старину здесь от каждого из салатавских аулов съезжались раз в год по нескольку представителей. Этот шумный съезд был своего рода ежегодной газетой, новости которой передавались изустно. Старейшины узнавали, что и где случилось за год, кто кого обидел или убил, а потом сообща обсуждали важнейшие из событий и выносили решение, которое было для всех чиркейцев непререкаемым, как закон. Это был своеобразный пережиток далеких доклассовых отношений. В нем отражены и древнейшие родоплеменные порядки, и зависимость салатавцев от своих племенных вождей... Интересно, что сход салатавских старшин устанавливал адаты, обязательные для всех. За этим строжайшим образом следили алаби — специальные исполнители. Кто протестовал против решений владык, собравшихся в Чиркее, того заточали в глубокую яму и держали там, пока человек не образумится. Наиболее строптивых пытали, отбирали имущество и сжигали дома. Не только традиции села оказывали влияние на жизнь горцев, но и поэтическое наследие. История национальной литературы представляло собой творчество видных художников слова которые, являлись выразителями веяний своей эпохи, продолжали старые традиции и создавали новые. Из-за слабости текстологических исследований, имена многих поэтов лирикой остаются в тени, их творчество остается мало изученным, не известным широкому кругу читателей. Проблема остается не решенной потому, что до революции не проводилась активная исследовательская работа, не была организованна издательская деятельность. Мало изученным остается поэтическое наследие Магомеда Чиркеевского.

Магомед Чиркеевский — незаурядная личность и талантливый поэт, творчество которого составляет неотъемлемую часть аварской национальной литературы. Он является представителем яркой плеяды поэтов второй половины XIX и начала XX веков, которые определили дальнейший прогресс аварской национальной культуры, ее своеобразие и самобытность. Определяя место и роль поэзии М. Чиркеевского в историко-литературном процессе, надо отметить, что он является представителем переходного периода от арабо-мусульманских литературных традиций к европейским. М. Чиркеевский был крупным ученым-арабистом, получившим хорошее для того времени духовное образование, и поэтому в его творчестве нашли продолжение такие жанры, которые были изначально характерны для аварской письменной литературы: проповеди, назидания, наставления, мавлиды, панегирики, оды о пророке Мухаммеде, элегии. В то же время он выступает и как светский поэт, в чьем творчестве прозвучали традиционные для аварской литературы темы любви, героики, исторического прошлого Дагестана и Аварии. Если говорить о духовной культуре чиркейцев, то надо отметить, что она на уровне духовной культуры развитых европейских государств. У местных ученых были богатые библиотеки, где хранились книги, изданные в Каире, Стамбуле, Тебризе. В библиотеках наряду с религиозной литературой было много книг по географии, астрономии, логике, философии, врачеванию, а также художественных. Время от времени ученые устраивали диспуты по тем или иным вопросам науки.

Местом «между Каспийским и Черным морем, немного к югу от Москвы и немного к северу от Египта» называл старый Чиркей Михаил Лермонтов. Он собирался участвовать в штурме села, когда имам Шамиль собрал здесь десятитысячное ополчение, но не успел к бою и свернул в Пятигорск, под пистолет Мартынова.

 

Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Чиркей"

Велик, богат аул Джемат

Он никому не платит дани:

Его стена — ручной булат,

Его мечеть — на поле брани!

Его свободные сыны

В огнях войны закалены.

Дела их громки по Кавказу,

В наградах дальних и чужих,

И сердца русского не разу

Не миновала пули

События Черкейцев во время Имама Шамиля « В 1859 году Имам Шамиль , потеряв всякую надежду на продолжение борьбы, отправился из Ведено в Гуниб. По дороге  Имам остановился на очень короткое время в различных местах, в том числе и в Килятльмеэр. Утром следущего дня Имам Шамиль двинулся в путь, а часть его людей-Муртазали и Амирхан из Чиркея; Мола-Гусейн из Ахатли с семьями остались, дожидаясь лошадей. На другой день все они с большими трудностями добрались до Нижнего Инхо и устроились у кунака Налил-Мугама-Али, по соседству с которым в те дни хранилась казна Имама Шамиля.Ее берег с последними мюридами Абдулкадыр из Чиркея-сын Таймасхана.

Время было смутное , Имам Шамиль и его люди, хотя и чувствовали, что приближается развязка, все же вели себя достойно. Но многие думали о том, как сложиться их судьба, останутся ли они в живых. Находились и такие ,которые позабыв честь и совесть занимались мародерством. Одним из них был шейх-Мад из чиркея. В ту памятную ночь он напал на охранников, захватив часть казны Имама Шамиля, и убежал в горы. Оставшиеся различные ценности, также принадлежащие Имаму, разобрали другие постояльцы.

Свидетелем этого события оказался 16-летний Абдулкадыр. Сын Чиркейца Муртазали. Мальчик стал не только свидетелем мародерства, но и спасителем бесценной рукописи. Зайдя в комнату, где прежде хранилась казна имама Шамиля, он нашел небольшую книжку в красном переплете. Взяв ее, он пошел к матери, чтобы показать свою находку.

_сейчас же отнеси книгу туда, где она лежала! Строго сказала мать сыну.

Но Абдулкадыр не послушался, он спрятал рукопись в надежном месте.

Очень скоро после этих событий Имам Шамиль был пленен.

Спустя некоторое время Чиркейцам разрешили вернутся в родной аул. Возвратился со своими родителями и Абдулкадыр. Здесь он вспомнил о своей находке, подобранной в Нижнем Инхо. Он быстро нашел рукопись и стал ее внимательно читать. Оказывается ,книга была оставлена по указанию Имама Шамиля в 1851 году и содержала в себе рассказы , связанные с историей Чиркея.

Но вот однажды в аул приехал какой-то русский полковник и узнал о рукописи. Обратившись к Абдулкадыру , он сказал:

Я переведу ее на русский язык и издам , а книгу скоро верну.Это будет всем интересно,а ваш аул прославится. Расстался  Абдулкадыр  с рукописью и зря.Уехал Тифлис полковник и через месяц умер,а что стало с книгой . Никто незнает. Так из-за меня потерялась самая большая драгоценность казни Имама Шамиля!  Скушался Абдулкадыр ,узнал о случившемся.

Прошли годы, Абдулкадыр поступил в  первый Дагестанский полк,где научился русской грамотой .Его служба проходила в урядники, а затем в  вахмистеры.

Участвовал Абдулкадыр и в боях. В составе дагестанского полка в 1877-1878гг. Бился в Карсе и Ардагане против туров.

Отличился храбростью. Вернулся в Чиркей украшенный двумя крестами и медалью. В отставку ушел в чине подпоручика . В течении трех лет работал старшиной в родном ауле , разбогател . У мер он в 1913г. в возрасте 70 лет.

Самая большая ценность , что осталась после него – это его записи. День за днем он припоминал , что содержалось в знаменитой рукописи , составленной по велению Имама Шамиля , и записывал в отдельную тетрадь .Так для потомства была собрана далекая и всеми забытая история аула Чиркей .

Работа Абдулкадыра Бараева попала в надежные руки ,его земляка Айдемира Гаджиева , большого любителя и знатока родного края , Благодаря этим людям до нас дошла история древнего аула Чиркея.

 

Булач Гаджиев «У подножья Салатау ст. стр.5-9»

 

В своей книге «Возникновение аула Чиркей» Абдулкадыр Муртазалиевич Бараев пишет , что Хидри и Муса основали Чиркей 911 году мусульманского ,в 1500 году христианского летоисчисления Далее  он пишет: «Если вдруг вы спросите меня, откуда я все это знаю, скажу вам и об этом дети мои.  Еще маленьким мальчиком я стал свидетелем того, как грабили казну Имама Шамиля . Когда царские войска в последний раз двинулись на Имама Шамиля , Имама из Дарго перебрался в Гуниб надеясь на его неприступность .По пути туда он заночевал в Килатлинских горах ,утром ушел в Гуниб .Не имея коней для того , чтобы отправиться вместе с Имамом в Гуниб, наша семья, семьи Амирхандибира и Мллагусейна из Ахатли остались на месте. На следующий день мы спустились в Нижнее Инхо .Остановились у друга моего отца Наали .Казна Имама Шамиля находилась во втором доме Наали .По поручению моего отца его охранял сын Таймасхана Абдулкерим (Таймасхан - чиркеец приближенный Имама Шамиля ).

В день , когда царское войска переходили Сагранский мост (старинный мост через Андийское койсу, недалеко от аула Игали Гумбетовского района),я осмотрел ,как Шайхмагомед грабил вместе с другими казну Имама Шамиля .Шайхмагомед сын Даци ,о котором писал Бахтамов .

Три сына Даци - Пайзулав , Шейхмагомед и Гамзат – Гаджи разбогатели на награбленном из казны Имама Шамиля. Не обратив внимания на золотые и драгоценные вещи , я взял небольшую книгу в красном переплете , с нею пошел домой . Увидев книжечку ,мать долго просила меня отнести ее назад. Но я не послушался, потому что очень любил книги. Я учился в Дарго и умел читать на аджаме ( Аджам- арабское письмо, приспособленное к неарабскому языку, например к аварскому языку). Имама Шамиля взяли в плен . Уустоновился мир. Мы вернулись в Чиркей.Вот тогда я и спокойно прочитал ту книжку. В ней было много рассказов. Впоследствии, мой друг полковник семенов , узнав о моей книге, попросил ее на один месяц. Обещал перевести ее содержание на русский язык и сделать всенародным достоянием. Я обрадовался тому случаю и отдал книгу.Успел из нее переписать только то , что касается нашего аула. Я сын Муртазали Абдулкадыр .Чиркей.1300 год /1900год.

Как мы видим из вышеизложенного ,Абдулкадыр Муртазалиевич Бараев «….успел из нее переписать только то , что касается нашего аула»т.е. Чиркей имеет письменную историю, написанную им и называется «Возникновение аула  Чиркей». В ней он пишет « Салатавия это Чиркейские горы. В этих горах в давнишние

http://president.e-dag.ru/
http://www.e-dag.ru/
буйнакскийрайон.рф
https://www.gosuslugi.ru/
http://nadzor.e-dag.ru/
http://xn---2000-9veuib4f4a1a.xn--p1ai/
http://www.duma.gov.ru/
http://kremlin.ru/
http://gau-telecom.ru/
http://05.mchs.gov.ru/
https://godliteratury.ru/
http://mfcrd.ru/
http://www.takzdorovo.ru/
http://dagproc.ru/